Самые могучие СМИ России

(Опубликовано 21.05.2012 03:12)


Самые могучие СМИ России
СМИ в России нейтральны или безнадежно преданы власти? Кто самые популярные российские медиа-звезды? Какие у них Delfi, Postimees и «Канал 2»?

По своим многочисленным отечественным сериалам, гала-концертам и юмористическим передачам наши телеканалы, без сомнений, находятся на мировом уровне, сказал один из известнейших и наиболее профессиональных тележурналистов Леонид Парфенов, принимая осенью 2010 года премию гильдии журналистов (премия имени Владислава Листьева – прим. ред.). 

Но добавил затем, что российские телеканалы должны признать: они не занимаются освещением важных проблем и не задают власть предержащим неудобных вопросов. 

Или им не позволяют делать это. Потому что крупные и влиятельные телеканалы прямо или опосредствованно находятся под контролем государства. Руководители – главные редакторы каналов в этой системе не принимают решений - это чиновники, которые подчиняются еще более высокопоставленным чиновникам. 

Руководители телевидения, слушавшие Парфенова с горькой усмешкой, конечно, понимают, что известный журналист прав. Исследовательская, неудобная и ищущая правду журналистика в лучшем виде проявляет себя, возможно, в печатных СМИ и все серьезнее в интернете, например, в блогосфере. 

Три телекита 

Львиная доля публики (и рекламных доходов) приходятся на три контролируемых государством телеканала, аудитория каждого из которых превышает, по их оценкам, 100 миллионов зрителей. Это телерадиокомпания «Россия»; НТВ, принадлежащее медийному холдингу «Газпром-медиа» государственного газового монополиста, а также Первый канал, владельцем которого на три четверти является российское государство, а четверть принадлежит медиа-холдингу «Национальная Медиа Группа» (основные владельцы - очень близкий к премьер-министру Владимиру Путину крупный предприниматель Юрий Ковальчук, «стальной» монополист Алексей Мордашов (состояние 10 миллиардов долларов, 9 место в рейтинге российских богачей по версии Forbes), нефтяная фирма «Сургутнефтегаз» и миноритарный владельц - известная в Западной Европе медиа-группа RTL. 

Несколько лет назад тогдашний министр юстиции Эстонии Рейн Ланг пугал народ, что владелец НТВ «Газпром – медиа» своими богатством и влиянием оказывает воздействие и на эстонскую журналистику. 

По сравнению с нашими условиями, «Газпром – медиа» обладает примерно таким же влиянием, как норвежский Schibsted в Эстонии. Во владении «Газпром-медии» находится также самый популярный в России журнал «7 дней» (более 4 миллионов читателей) и считающаяся независимой радиостанция «Эхо Москвы».

Звезды 

Андрея Малахова, одного из известнейших телеведущих России, эстонская публика, возможно, помнит как ведущего проходившего в Москве конкурса «Евровидение». Но главным образом он ведет передачу «Пусть говорят», которая регулярно возглавляет рейтинг самых «смотрибельных» передач. В Эстонии ведущего, похожего на Малахова трудно увидеть – возможно, только Майре Аунасте, так как на нашем телевидении подобный формат трудно встретить. В России же остронапряженные передачи в разговорном жанре, в присутствии публики в студии, обязательны на каждом телеканале. 

Из интервьюеров на телевизионном ландшафте России столпом является Владимир Познер, которому хотя и 78 лет, но он успешно ведет передачу собственного имени.  А вдруг и наш Урмас Отт в старости был бы таким же интервьюером? Умным, острым и ярким?

Королями дискуссионных передач можно считать Александра Гордона (передачи «Гражданин Гордон» и «Закрытый показ») или Владимира Соловьева (передача «Поединок» на канале «Россия»). На ЭТВ Аарне Раннамяэ и Андрес Куузе можно было бы сравнить с ними, если бы наши ведущие были бы немного более искрометными. Но это очень натянутая параллель. В России, в отличие от Эстонии, гости передач время от времени вступают в прямом эфире в схватки (вербальные). Без этого формат просто невозможен. 

Но кто мог бы в России сравниться с Михкелем Кярмасом в области исследовательской журналистики? Они, конечно, есть и их много. Но зачастую они своими расследованиями заходят так далеко, что бывают вынуждены уходить с телевидения. Например, Андрей Лошак на НТВ великолепно продвигал журналистку в областях, куда пресса обычно не проникала. Сейчас он ушел с большого экрана. Из нынешних деятелей заслуживает внимания ведущий на этом же канале передачу «Центральное телевидение» Вадим Такменев.

Если в Эстонии Ärapanijat (можно перевести как «уделыватели» - прим. перевод.) делают два человека – Март Юур и Пеэтер Оя – то в России на очень похожей передаче «Прожекторперисхилтон» аж четыре ведущих. Российской Ану Саагин еще недавно можно было бы назвать Ксению Собчак, дочь бывшего губернатора Петербурга Анатолия Собчака, но в последнее время эта женщина показала себя с гораздо более серьезной стороны, как выдающийся общественный деятель. 

Из аналитических политических передач  наиболее  увенчанная (и на самом деле лучшая) еженедельная передача Марианны Максимовской, но в табеле рейтингов она не выглядит особо примечательно.

Так же как и у Таллина, есть свой телеканал и у Москвы – ТВ Центр. Этим в широком плане схожесть и ограничивается. ТВ Центр все же гораздо больше серьезное телевидение, аудитория которого достигает 95 миллионов. 

Газеты и прочее 

Для введения главы о печатной журналистике следует отметить, что регулярно в России выходит около 14 000 газет и еще столько же журналов. Какие из них самые крупные? 

Еженедельник «Аргументы и факты» попал в 1990 году в Книгу рекордов Гиннеса как газета с самым большим в мире тиражом – тогда он составлял аж 33,5 миллиона экземпляров. Сейчас тираж немного скромнее, но и при нынешних 2,9 миллионах экземпляров его считают одной из наиболее распространенных газет в России. Владельцем медиа-группы, издающей «Аргументы и факты», считаются братья Алексей и Дмитрий Анаевы (состояние 1,9 миллиарда долларов, в списке российских богачей Forbes на 49 месте). 


Издательство именно этой газеты предоставило во времена блокады посольства Эстонии в ходе беспорядков Бронзовой ночи возможность провести нашим дипломатам пресс-конференцию. 

Из ежедневных газет по-прежнему  жива передовая тройка «совковых» времен. Бывшая всемогущая «Правда» сохраняет и по сию пору статус рупора Компартии, но тираж упал до небольших в масштабах России 100 000 экземпляров. «Известия» перешли в руки «Газпром-медиа» и ее (тираж 180 000) рассматривают сейчас скорее как проправительственную. «Комсомольскую правду» порой именую как качественный таблоид (так же порой говорит о себе наша Ohtuleht), но она входит вовсе в иную весовую категорию.

Тираж по будням около 700 000, тираж выходящего по четвергам еженедельного приложения (Eesti Express не единственный в мире выходящий по четвергам любимец конца недели!) доходит до 2,7-3 миллионов экземпляров. В целом «Комсомолка» - преданное властям издание. 

Ежедневная газета «Московский комсомолец» с более чем миллионным тиражом обрел было в «совковые» годы чуть ли не облик противника (во многом благодаря тому, что публиковала статьи о западных рок-группах), сейчас это самое популярное в Эстонии российское издание. 

В плане журналистики наиболее значительными газетами в России все же являются «Коммерсант» (владелец Алишер Усманов, состояние около 18 миллиардов долларов, 5 место в рейтинге Forbes, которому принадлежит, например, лондонский футбольный клуб «Арсенал»), а также «Независимая газета» и «Новая газета» и деловая газета «Ведомости». 


Среди популярнейших веб-сайтов в России - поисковая система Yandex.ru. Всемирный лидер Google можно найти лишь на четвертом месте. Наиболее распространенными социальными сетями являются Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru. Facebook едва-едва входит в двадцатку. 

Из новостных порталов наподобие нашего Delfi - самый серьезный Lenta.ru, но по содержанию и общему тону он значительно более консервативен. Владелец Lenta.ru - ставший миллиардером через различные бизнес-объединения Владимир Потанин (17,8 миллиардов долларов и 4 место в Forbes). 

Из радио во всероссийском масштабе наибольшая аудитория у станции «Европа Плюс», где наподобие  нашему Star FM звучат новые и старые хиты в исполнении отечественных и зарубежных артистов. 

В целом же на вершине рейтинга радио  находятся радиоканалы, ориентирующиеся на произведения на родном языке (как наш «Эльмар»). Общественно-правовые «Маяк» и «Русское радио» занимают 8-9 места. Считающаяся оппозиционной, но все же принадлежащая холдингу «Газпром-медиа» радиостанция «Эхо Москвы» (что-то вроде русскоязычного «Куку») в этом рейтинге на 15 месте. 

Перевод Хейно Сарап

Оригинал публикации в издании Eesti Ekspress
Просмотров (1599)